С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Считается, что традиционное деревянное строительство однообразно с точки зрения архитектурных решений. И действительно, если смотреть на жилые дома на Руси, то традиционно в их основе лежит четырехугольный сруб или так называемая пятистенка — прямоугольный сруб со стеной посередине, которая делит здание на жилую часть и сени. Однако срубы имеют большой комбинаторный потенциал, могут соединяться переходами и состоять из нескольких этажей (именно так обычно устраивались княжеские, а позднее царские дворцы-терема). А если обратить взор на традиции церковного зодчества, то мы увидим не только «четверики», но и «восьмерики» (восьмигранные срубы), виртуозно соединенные друг с другом.
Самая древняя технология возведения домов из дерева, применявшаяся на Руси, — из рубленого бревна. Используется она и по сей день. Бревно, обработанное топором, долговечно, поскольку с него снят лишь верхний слой, а защитная оболочка не задета и продолжает оберегать тело от гниения. Если стволы, пошедшие на бревна, правильно выбраны и грамотно обработаны, материал отлично держит тепло и весьма умеренно подвержен таким специфическим бедам дерева, как растрескивание и скручивание (следствие естественной потери влаги). Однако учитывать такую вероятность все же стоит, как и неизбежную усадку и необходимость спустя некоторое время конопатить образовавшиеся между бревнами зазоры. Это обратная сторона того, что дерево — живой, дышащий материал. Особое внимание при строительстве из бревна уделяется соединению бревен. Самый простой способ — «в чашу» — сегодня используется редко, так как при усушке между бревнами образуются довольно значительные зазоры. С точки зрения теплоизоляции оптимальна рубка «в канадскую чашу»: треугольная форма соединения, особенно если она дополнена системой «шип-паз», позволяет плотно подогнать бревна. В свою очередь, рубка «в лапу» требует тщательного конопачения, но дает большую свободу с точки зрения архитектуры, так как бревна не выходят за наружную плоскость стены.МОДНЫЕ БРЕВНА
Оцилиндрованное бревно — калиброванный собрат традиционного материала. Для его изготовления дерево сушится и обрабатывается специальными станками. Результат выглядит очень симпатично: бревнышко к бревнышку, одинакового диаметра, готовые замки по профилю. Строительство из такого материала — быстрое точность состыковки бревен почти идеальная, подгонять не нужно. Конструкции при этом получаются повышенной жесткости. Кроме того, усадка оцилиндрованного бревна почти вполовину меньше, чем традиционного рубленого. Дома из гладкого калиброванного бревна выглядят как сказочные терема. Но если где-то прибыло, значит, где-то что-то убыло. Для того чтобы превратить деревья, которые одинаковыми в природе не растут, в бревна одного диаметра (обычно 28 см), со ствола снимается защитный слой, что повышает его воспламеняемость и делает более доступным для гнили и древоточцев. По этой же причине калиброванное бревно чаще, чем рубленое, скручивается и трескается. Материал нуждается в тщательной обработке защитными пропитками и антипиренами.
Еще один важный момент: строительство дома из оцилиндрованного бревна, кроме проекта, требует разработки технологических карт сборки и разбревновки (спецификации на элементы стенового комплекта). Сухой профилированный брус стоит несколько дороже, но, помимо того что он высушен фабричным способом, профиль в поперечном сечении и система «шип-паз» позволяют плотно уложить брусья и с самого начала предусмотреть межвенцовый утеплитель. Теплоизоляционные свойства такой стены гораздо выше, а от традиционных для дерева деформаций предохраняют выполненные фабричным способом компенсационные пропилы.В результате снижается и процент усадки дома, построенного из профилированного бруса. Отшлифованная поверхность профилированного бруса выглядит эстетично и вполне может обойтись без отделки, хотя обработать пропитками все равно придется.ДЕРЕВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Брус на сегодня, пожалуй, самый элитный, но не единственный строительный материал для домов высокой индустриальной готовности. Хотя история его уходит в далекие времена, сегодня применение бруса в индивидуальном строительстве стало достаточно распространенным. Еще в конце XIX века немецкий плотник Карл Отто Хетцер, создавая массивные конструкции из деревянных деталей, научился изгибать их, применяя клей из казеина. И даже получил в 1906 году патент на гнутые клееные фермы, состоящие из двух и более ламелей. По его методу возвели немало зданий в Швейцарии, многие из них стоят и по сей день. В 60-70-е годы ХХ века, когда в Европе стала бурно развиваться промышленная химия и появились новые виды клеев, клееные деревянные конструкции приобрели популярность. Но настоящий бум бруса начался уже в конце ХХ века и продолжается до сих пор. И дело не только в том, что брус, склеенный из деревянных ламелей, обладает усадкой в пять с лишним раз меньшей, чем у древесины стандартной влажности, не только в его исключительных теплоизоляционных характеристиках и отменном внешнем виде. Главное — брус почти до бесконечности расширил архитектурный диапазон дерева. Элементы практически любой формы, возможность создавать большепролетные конструкции, не ограничиваясь длиной бревна, а также возводить здания с большой площадью остекления — все это сделало клееный брус незаменимым при создании в первую очередь элитных деревянных зданий по индивидуальным архитектурным проектам.